Составление и решение ситуационных задач (кейсов) – это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем (приложение 10). Решение ситуационных задач – чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы, ее решения. Такой вид самостоятельной работы на­правлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.

Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять во­просы уже содержащиеся в прежних заданиях по теме. Проблем­ные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу и предполагает третий (применение) и четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы ее решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. В динамике обуче­ния сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессио­нальной деятельностью на начальном этапе.

Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно.

Роль преподавателя:

  • определить тему, либо раздел и рекомендовать литературу;
  • сообщить студенту информацию о методах построения проблемных задач;
  • консультировать студента при возникновении затруднений;
  • оценить работу студента в контексте занятия (проверить или обсудить ее со студентами).

Роль студента:

  • изучить учебную информацию по теме;
  • провести системно – структурированный анализ содер­жания темы;
  • выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруд­нение, согласовать с преподавателем;
  • дать обстоятельную характеристику условий задачи;
  • критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности);
  • выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и
    стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения
    проблемы (если она на стандартная);
  • оформить и сдать на контроль в установленный срок.

 

Независимо от природы предоставленного кейса, студен­там нужно будет:

  1. «Проанализировать» его: выявить, что и почему происходит, что может произойти и почему.
  2. Объяснить ситуацию.
  3. Оценить уже принятые меры.

Обсудить возможные будущие действия и сравнить их возможную эффективность.

 

Методика решения кейсов

 

  1. Понимание задачи

Одно из ваших первых обязательных действий – понять, что от вас требуется:

  • усвоение какой учебной темы предполагает решение кейса;
  • какого рода требуется результат;
  • должны ли вы дать оценку тому, что произошло, или
    рекомендации в отношении того, что должно произойти;
  • если требуется прогноз, на какой период времени вы
    должны разработать подробный план действий;
  • какая форма презентации требуется, каковы требования
    к ней;
  • сколько времени вы должны работать с кейсом?
  1. Просмотр кейса

После того как вы узнали, каких действий от вас ждут, вы должны «почувствовать» ситуацию кейса:

  • просмотрите его содержание, старясь понять основную идею и вид предоставленной вам информации;
  • если возникают вопросы, или рождаются важные мысли,
    или кажутся подходящими те или иные концепции курса, про­читав текст до конца, выпишите их;
  • после этого прочтите кейс медленнее, отмечая маркером
    или записывая пункты, которые кажутся существенными.
  1. Составление описания как путь изучения ситуации и
    определения тем

При просмотре кейса вам необходимо:

  • структурировать ситуацию, оценивая одни аспекты как
    важные, а другие как несущественные;
  • определить и отобразить все моменты, которые могли
    иметь отношение к ситуации. Из них вы сможете построить
    систему взаимосвязанных проблем, которые сделали ситуацию
    заслуживающей анализа;
  • рассмотреть факторы, находящиеся вне прямого контекста проблемы, так как они могут быть чрезвычайно важны;
  • выделить «темы» – связанные группы факторов, которые
    могут воздействовать на каждый аспект ситуации. Например,
    одна их часть может иметь дело с воспринимаемым низким ка­чеством, другая – с поведением конкурента;
  • опишите ситуацию (сравнивайте свои действия с поведе­нием адвоката, расспрашивающего клиента, или врача, интере­сующегося у пациента его состоянием), ответив на вопросы:
  • Кто считает, что проблема, и почему?
  • На каком основании базируется мнение этих людей?
  • Что происходит (или не происходит), когда и где?
  • Какие связанные с происходящим вещи не являются
    проблемными и почему?
  • Что составляет более широкий контекст существующей
    ситуации?
  • Кто или что может влиять на проблемную ситуацию?
  • Есть ли другие заинтересованные лица, и кто они?
  • Каковы сдерживающие факторы, ограничивающие «про­странство решения»?
  1. Диагностическая стадия

Диагностическая стадия – одна из тех, к которым вы должны приложить максимум усилий, хотя ее успех зависит от эффективности предыдущих стадий:

  • вспомните изученные вами ранее темы и проведите по
    ним мозговой штурм для выявления потенциально соответст­вующих кейсу теоретических знаний;
  • вертикально структурируйте вопрос, начиная с тех, которые касаются отдельных работников, затем группы или подразделения, организации в целом и, наконец, окружающей среды. Таким образом, вы сможете создать матрицу основных вопросов и связанных с ними проблем и подумать о соответст­вующих концепциях для каждого «уровня».
  • изучите обстоятельства возникновения ситуации;
  • не забывайте возвращаться к информации кейса и более
    внимательно рассматривать факторы, ставшие важными в ходе
    диагностики. Вам нужно будет предъявить доказательства в поддержку вашего диагноза.
  • отделяйте доказательства от предположений, факты от
    мнений и ставьте перед собой два вопроса: до какой степени вы
    уверены в правильности своих представлений и до какой степени
    их правильность важна для вашего диагноза.
  1. Формулировка проблем

На этой стадии очень полезно:

  • письменно сформулировать ваше восприятие основных
    проблем. Формулировка проблем окажется базисной точкой для
    последующих обсуждений;
  • при наличии нескольких проблем полезно установить их
    приоритетность, используя следующие критерии: важность – что произойдет, если эта проблема не будет решена; срочность – как быстро нужно решить эту проблему; иерархическое положение – до какой степени эта проблема является причиной других
    проблем; разрешимость – можете ли вы сделать что-либо для
    ее решения.
  1. Выбор критериев решения проблемы

Сразу после выяснения структуры проблемы следует по­думать о критериях выбора решений. В определенном смысле структура и определит критерии. Например, если выяснилось, что самая серьезная проблема связана с корпоративной куль­турой, тогда решения должны будут повлиять на ее улучшение. Но если существуют также финансовые проблемы, тогда будут критерии выбора, связанные и с ними.

  1. Генерирование альтернатив

Достигнув ясного понимания своих целей, приняв решение о том, к каким областям проблемы вы хотите обратиться, и, имея достаточную уверенность, что проанализировали основ­ные причины возникновения проблемы, вы должны обдумать возможные дальнейшие пути. Важно разработать достаточно широкий круг вариантов, опираясь на известные или изучаемые концепции, чтобы предложить лучшие способы действий, опыт решения других кейсов, креативные методы (мозговой штурм, аналогия и метафора, синектика и др.).

  1. Оценка вариантов и выбор наиболее подходящего

На стадии выбора вариантов определите критерии пред­почтительности варианта. Критерии выбора варианта должны быть основаны на том, в какой мере они способствуют решению проблемы в целом, а также по признакам выполнимости, быст­роты, эффективности, экономичности. Каждый из критериев необходимо проанализировать с позиций всех групп интересов. При оценке вариантов вы должны подумать о том, как они бу­дут воздействовать не только на центральную проблему, но и на всю ситуацию в целом. Определите вероятные последствия использования ваших вариантов.

  1. Презентация ваших выводов

 

*Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008.