В подготовке к сессии надо использовать конспекты лекций, конспекты семинарских и материалы практических занятий. Особое внимание обратите на знание рекомендованной преподавателем литературы, особенно — новейшей и первоисточников. Повторяйте все подряд, но особое внимание уделите наиболее трудным разделам. Не оставляйте невыясненным ни одного вопроса. После повторения каждой темы полезно мысленно, а в некоторых случаях и письменно воспроизвести ее содержание. Полезно составить план или тезисы ответов.

Используйте всякую возможность для углубления знаний. Посещайте консультации. К ним специально готовьтесь, намечайте неясные вопросы, посмотрите конспекты лекций, свои черновые записи.

В период экзаменационной сессии строго выдерживайте режим дня, чередование труда и отдыха. Не поддавайтесь страху, растерянности перед самим экзаменом. Будьте спокойны и сосредоточены.

На экзамене при подготовке к ответу и во время самого ответа будьте неторопливы и внимательны. Мобилизуйте все свои знания для обстоятельного ответа на вопрос. Ответ лучше всего записать на бумаге, хотя, конечно, его не следует читать, а надо отвечать своими словами. Старайтесь ответить как можно полнее и грамотнее.

Некоторые приемы запоминания

В подготовке к экзаменам важное значение приобретает умение запомнить изученный материал. Хорошее запоминание является обязательным условием всякого учения. При этом различают два вида запоминания — механическое и смысловое. Механическое запоминание имеет место преимущественно в том случае, когда необходимо удержать в памяти хронологические даты, табличные данные, имена исторических деятелей, названия городов и др. Оно, как правило, достигается повторением. Смысловое запоминание выступает на первый план при изучении материала, элементы которого объединены смысловой связью, — исторические события, образы литературных героев, доказательства теорем. В его основе лежит понимание.

Нередко можно встретить резко отрицательное отношение к механическому запоминанию. Это происходит потому, что смешивают две разные вещи — механическое запоминание и зубрежку. Пустая зубрежка, при которой запоминание осуществляется без напряжения мысли, без умственной активности действительно является большим злом, с которым надо бороться. Без механического же запоминания в учебной работе обойтись нельзя.

Нельзя также противопоставлять механическое и смысловое запоминание. В большинстве случаев наша память при запоминании сложного учебного материала опирается и на понимание, и на повторение.

Что механического запоминания без осмысления материала в учебных целях далеко не достаточно, доказывать не нужно. Вместе с тем также очевидно, что при заучивании, например, стихотворения далеко не достаточно одного понимания и осмысливания его. Кроме понимания здесь требуется многократное повторение, чтобы стихотворение было заучено до воспроизведения наизусть.

При механическом запоминании требуется осмысливание даже такого материала, где, казалось бы, трудно установить смысловую связь, т.к. чисто механическое запоминание без понимания того, что заучивается, как правило, бывает неэффективным. Даже в тех случаях, когда заучиваемый материал не имеет никакого смыслового содержания, его запоминание будет более эффективным, если попытаться установить некоторые ассоциативные связи его с известным материалом, фактами. Часто используются, например, следующие приемы запоминания.

Отдельные даты при запоминании хронологии связывают между собой, опираясь при этом на хорошо известные даты крупных исторических событий, «круглые даты», начало, середину и конец столетия. Так, Пушкин А.С. родился за год до начала XIX столетия, в 1799 году.

Его возраст, поэтому всегда на год больше последних двух цифр соответствующей даты: во время Отечественной войны 1812 года ему было 13 лет, «Бориса Годунова» он написал в 1825 году, т.е., в 26 лет. Гоголь Н.В. родился в 1809 году, т.е. На 10 лет позже Пушкина А.С., а Лермонтов М.Ю. на 5 лет позже Гоголя — в 1814, году, т.е. Спустя два года после начала Отечественной войны.

Широко известны некоторые мнемонические приемы запоминания. Так, например, для того, чтобы запомнить последовательность цветов спектра белого цвета — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый — запоминают фразу, в которой первые буквы слов совпадают с первыми буквами названий цветов спектра: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Этот прием может быть использован и при запоминании чисел, дат. М.Ю.Лермонтов, например, родился в 1814 году, а умер в 1841 году. В этих датах две последние цифры одинаковы, но имеют обратный порядок расположения; И.С.Тургенев родился в 1818 году. В дате его рождения число 18 повторяется.

Как при механическом, так и при смысловом запоминании значительную роль играет установка на запоминание, т.е. психологическая готовность к восприятию материала. Если не поставить перед собою цель запомнить материал, то даже после неоднократного его повторения в памяти может ничего не остаться. При этом качество запоминания зависит от того, надолго или на короткий срок человек хочет запомнить материал. Учебный материал сохраняется в памяти прочнее, если ставилась цель запомнить его надолго.

Для закрепления же его необходимо повторение. В организации повторения также нужно соблюдать определенные условия. Психологи утверждают, что сохранение в памяти выученного материала во многом зависит от того, чем человек занимается сразу же после заучивания. Если последующая работа будет состоять в заучивании аналогичного материала, сходного по своему содержанию с предыдущим, то эффективность усвоения материала при этом резко понижается. Повторения одного и того же материала в целях закрепления не должны следовать непосредственно одно за другим. Поэтому готовиться к зачетно-экзаменационной сессии надо заблаговременно, распределяя повторения на весь семестр, не сосредоточивая их на период сессии. В процессе самостоятельного освоения материала между отдельными видами занятий обязательно надо делать перерыв, давая себе полный отдых от всякой умственной работы. Организовать чередование своих занятий надо так, чтобы в непосредственной близости стояли виды работы над менее сходным материалом.

Перед сном рекомендуется заучивать и повторять наиболее трудный материал. Следует помнить, что забывание начинается вскоре после заучивания и идет наиболее ускоренно в первое время. Поэтому и повторения этого материала на первых порах должны быть более частыми. Если усвоенные знания сразу же не закреплять повторением, они постепенно забываются. И тогда перед экзаменами ранее усвоенный материал приходится учить заново. Повторять выученное, говорят психологи, надо не тогда, когда оно уже забыто, а пока забывание еще не началось.

Для быстрого и прочного заучивания наизусть надо пользоваться следующими правилами:

  1. При заучивании отрывка прозы, цитаты прочтите и поймите содержание, смысл текста, затем прочтите повторно и, если отрывок небольшой, попытайтесь воспроизвести; большой текст разделите на смысловые части, читайте и, закрыв текст, рассказывайте про себя их вслух; выучив отдельные части, перескажите весь текст несколько раз.
  2. При заучивании стихотворения пользуйтесь теми же приемами, что и при заучивании прозы, если стихотворение трудно запоминается, запишите текст, разделите его на смысловые части; читайте, затем рассказывайте, запоминая переход от одной части к другой,
  3. При заучивании правил, определений, законов продумайте смысл правила, определения, закона; к известным вам правилам, определениям подберите пример; читайте медленно два-три раза; расскажите, сравнивая свой ответ с текстом книги; расскажите без книги.

* Основы методики самостоятельной работы студентов: методические разработки для студентов 1-го курса / составитель И.П. Дуля. — Куйбышев, 1981.