Начинать работу с книгой или статьей надо с внимательного прочтения их в целом или, если работа по объему большая, законченных по смыслу частей. Это необходимо чтобы уяснить основное содержание материала, выделить главное.

Самыми простыми записями являются различного рода пометки и замечания к тексту книги. Они концентрируют внимание читателя только на определенном, самом необходимом для него материале. Имеет смысл подчеркивать карандашом основные места из текста книги, если она является вашей собственностью. Умелое подчеркивание может помочь составить так называемый текстуальный конспект книги.

Подчеркивать и выписывать из книги необходимое надо только после прочтения всего отрывка, излагающего интересующий нас вопрос. Иначе существенное в данном тексте может ускользнуть из поля зрения. Подчеркивать можно не всю фразу, а только ту ее часть, на которой следует заострить внимание. Пользоваться надо всегда одними и теми же способами подчеркивания, условными знаками. В противном случае они будут не помогать в работе с книгой, а мешать. Основную мысль, например, можно подчеркивать прямой чертой, фактический материал — волнистой, определения — двумя прямыми чертами и т.д.

Более сложная форма самостоятельной работы с источником информации (книга, журнал, Интернет) — выписки из текста. Обычно выписываются основные положения, аргументы, доказательства, характерные факты, даты важнейших, исторических событий, имена исторических деятелей. Для лучшего усвоения эти положения, основные мысли рекомендуется записывать в тетрадь своими словами, более кратко, чем это сделано у автора.

Так как это очень трудоемкая работа, требующая достаточного запаса слов, хорошего понимания прочитанного, известного напряжения мышления, при ее выполнении надо придерживаться определенных требований. Выписки производить только после того, как смысл текста стал вполне ясен. Выбирать надо только главные мысли. Пропускать при записи малозначительные слова. Внимательно прочитывать делаемые автором выводы. Вдумываться в заглавие, где в сжатой форме обычно выражена основная мысль. Пользоваться диаграммами, схемами, если с их помощью можно избежать словесного описания. Пользоваться меткими выражениями и удачными примерами, если они могут помочь сделать мысль более ясной.

Еще более сложной формой самостоятельной работы над материалом является составление плана. План, как известно, представляет собою заглавия частей данного текста, книги. Типичным примером плана может служить оглавление каждой книги. Четкое представление о составных частях изучаемого материала помогает уяснить его структуру, содержание, основную мысль. План удобнее составлять не во время самого чтения, а по законченным частям, отрывкам, главам после продумывания содержания их или повторного чтения.

Особенно ценной формой записи материала является конспектирование. Конспектом называется сжатое связное изложение прочитанного, которое заключает в себе только основное, самое главное и из которого опущено все второстепенное или для данного вопроса несущественное.

Конспект должен отражать не только содержание материала, но и индивидуальность студента. Для составления конспекта рекомендуется лист в тетради или лист бумаги делить на две колонки (графы). В левой колонке (узкой) составляется план прочитанного материала или план темы семинаре. В правой колонке (широкая графа) составляется конспект, который представляет собой подробное изложение мыслей, намеченных в соответствующем пункте плана;

Значение этой формы самостоятельной работы состоит в том, что мы, конспектируя, легче сосредоточиваем внимание на чтении. Часто бывает, что во время чтения мысли невольно отклоняются в сторону, текст читается одними глазами, без участия сознания. Через какое то время читающий снова начинает вникать в смысл текста, не заметив, как много материала осталось неосмысленным. При конспектировании все время приходится отдавать себе отчет в своей работе, так как иначе не удается сформулировать то, что нужно записать. Кроме того конспективная запись дает возможность легко восстановить в памяти содержание материала.

Для составления конспекта нужна систематизация и логическая проработка материала. Основное требование к нему — сжатость изложения. Он требует критического взвешивания ценностей каждой отдельной мысли, вполне четкого, а не смутного впечатления от нее и полного продумывания. В конспекте все должно быть на своем месте и в должной пропорции.

Конспектируя, следует записывать то, что обобщает содержание материала, существенные факты. На первых порах, пока еще нет навыка в выборе существенных моментов материала, рекомендуется сначала составить план, и затем по каждому его пункту сжато излагать содержание своими словами. В написании конспекта следует использовать выписки, которые делаются при первом прочтении материала.

Основные положения, заключающие в себе главные мысли автора, обычно приводятся полностью. Если они сформулированы, сжато, их выписывают дословно. Если они изложены пространно, с отступлениями и разъяснениями, то материал надо сократить, а то, что непосредственно относится к главной мысли, следует передать частью словами автора, частью своими. При передаче своими словами надо остерегаться многословии. Если мы заменим многословную фразу автора своей, еще более многословной, то весь смысл замены теряется.

До конспектирования надо внимательно прочесть текст, выделить наиболее важное и существенное, отметить основные пункты. Этим устанавливается структура материала, взаимное отношение отдельных логических моментов. Для повторного чтения надо брать только отмеченные места. Это даст возможность сосредоточить внимание на самом важном, существенном, по которому нетрудно восстановить основное содержание прочитанного. Перед записью полезно также сначала коротко пересказать содержание материала, а затем приступать к его письменному изложению.

Удобнее и целесообразнее конспектировать не все сразу, а по законченным целым частям (главам, разделам). Это вызывается тем, что для сокращения материала необходимо иметь представление обо всем целом. Ни в коем случае не следует конспектировать из строки в строку, последовательно передавая своими словами предложение за предложением. Следует помнить, что не всякий материал ценен настолько, чтобы составлять полный конспект.

Части конспекта, соответствующие пунктам плана, надо начинать с нового абзаца. Большие конспекты писать не следует. Их трудно составлять и ими трудно пользоваться. Они неудобны для работы.

Полезно вносить в конспект собственные мысли, соображения, вопросы, возникающие по ходу работы над материалом. При этом их надо брать в скобки с указанием своих инициалов. Когда в первоисточнике встречаются особо важные формулировки, их надо выписывать дословно, без искажений. Конспект без выдержек из произведений, как и конспект, перегруженный цитатами, не может быть полноценным.

К цитированию первоисточников предъявляются определенные требования. Главное из них — мысль автора в цитате должна быть передана абсолютно точно. Чтобы соблюсти это требование, надо предварительно прочесть предшествующий’ и последующий абзацы, взять цитату в контексте, уяснить основную мысль автора. Только после этого решать, какой отрывок текста цитировать.

В отрывке, как правило, брать надо все слова автора. Вместо опущенных слов ставят многоточие. Цитаты берутся в кавычки. Указывается источник, из которого они взяты, и страницы. Если цитата берется из середины предложения, то и в начале ее ставится многоточие. Выделенные автором (курсив, разрядка, подчеркивание) слова в цитате надо воспроизводить в точном соответствии с оригиналом.

Наиболее сложной формой записи изучаемого материала являются тезисы, то есть сжатое, четко сформулированное изложение содержания текста в виде кратких положений.

По каждому вопросу может быть несколько тезисов. Но не следует их составлять много, так как характерным признаком тезиса является важность излагаемого. В тезисы включаются только самые важные мысли автора, его принципиальные положения. Язык тезисов сжатый, без лишних слов. Фразы просты и коротки.

Эта форма самостоятельной работы особенно удобна, когда мы имеем дело с большим объемом научного материала. В отличие от плана, в котором озаглавливаются составные элементы материала, тезисы должны выявить не только структуру содержания текста, но и сохранить связь его составных частей, их соотношение.

Алгоритм «Умение выделять главное»**

  1. Внимательно прочитай текст.
  2. Подумай, о чем (или о ком) говорится в этом тексте.
  3. Что говориться об этом?
  4. Раздели текст на законченные части.
  5. Какие слова являются ключевыми в каждой части?
  6. С помощью ключевых слов сформулируй главные мысли. Составь план или придумай заголовки. Можно это сделать в виде рисунков, знаков.

Запомни приемы выделения главного!

  1. Заголовки к тексту, эпиграфы.
  2. Планы, пословицы, тезисы, опорные конспекты.
  3. Схемы, модели, формулы.
  4. Формулировка выводов словами: «Итак», «таким образом», «Значит», «Из чего следует» и т.д.

При изучении материала в различных источниках находите эти приемы выделения главного. Это поможет тебе лучше учиться.

* Основы методики самостоятельной работы студентов: методические разработки для студентов 1-го курса / составитель И.П. Дуля. — Куйбышев, 1981.

** Учись учиться: методическое пособие. М.: Изд. отдел ИСОМ, 2004.